Мастер Нестор — различия между версиями
Sasha (обсуждение | вклад) |
Sasha (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | + | Мастер Нестор (в некоторых источниках Нестер) - легендарный мастер-плотник, построивший, по преданию, [[Погост|Преображенскую Церковь]]. | |
− | + | == Легенда о кижском Мастере Несторе == | |
+ | Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил [[Погост|храм Преображения Господня]] без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма». | ||
− | + | Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера: | |
− | ... | + | Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер |
+ | |||
+ | В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви. | ||
+ | Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). | ||
+ | Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви. | ||
+ | Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство... | ||
+ | И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...> | ||
+ | Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал. | ||
+ | |||
+ | Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10.'' | ||
− | + | В комментариях к легенде она предполагает, что исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение». В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось. | |
− | + | ||
+ | |||
+ | == Мастер Нестор в литературе == | ||
+ | |||
+ | Образ мастера Нестора появился в литературе сравнительно недавно – авторы обратились к этому сюжету только в 60-е годы. Этот образ получил отражение как в прозе, так и в поэзии. Описывая храм Преображения Господня и впечатления связанные с ним, авторы вспоминали о легендарной истории его появления, говоря о Несторе, как о великом художнике. При этом восхваляли не только самого мастера, но и его топор, как орудие великого ваятеля, наделяя его тем самым необыкновенной силой. | ||
+ | |||
+ | В художественных произведениях о Кижах этот сюжет появляется неоднократно. Его можно отнести к числу постоянно повторяющихся, характерных. Многие поэты посвятили Нестору стихотворения. Среди прочего это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д. В некоторых произведениях воспроизводятся не весь сюжет, а отдельные мотивы и фрагменты легенды. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
+ | 1. Криничная, Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991. С. 232. | ||
+ | |||
+ | 2. Григорьева А.В. Легенда о кижском мастере Несторе в русской прозе 1960-70 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Григорьева, Н.Л. Шилова // Краеведческие чтения: материалы X научной конференции (11-12 февраля 2016 г.). - Петрозаводск, 2016. - С.207-211. |
Текущая версия на 22:45, 9 октября 2017
Мастер Нестор (в некоторых источниках Нестер) - легендарный мастер-плотник, построивший, по преданию, Преображенскую Церковь.
Легенда о кижском Мастере Несторе
Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил храм Преображения Господня без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера:
Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви. Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви. Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство... И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...> Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал. Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10.
В комментариях к легенде она предполагает, что исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение». В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.
Мастер Нестор в литературе
Образ мастера Нестора появился в литературе сравнительно недавно – авторы обратились к этому сюжету только в 60-е годы. Этот образ получил отражение как в прозе, так и в поэзии. Описывая храм Преображения Господня и впечатления связанные с ним, авторы вспоминали о легендарной истории его появления, говоря о Несторе, как о великом художнике. При этом восхваляли не только самого мастера, но и его топор, как орудие великого ваятеля, наделяя его тем самым необыкновенной силой.
В художественных произведениях о Кижах этот сюжет появляется неоднократно. Его можно отнести к числу постоянно повторяющихся, характерных. Многие поэты посвятили Нестору стихотворения. Среди прочего это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д. В некоторых произведениях воспроизводятся не весь сюжет, а отдельные мотивы и фрагменты легенды.
Литература
1. Криничная, Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991. С. 232.
2. Григорьева А.В. Легенда о кижском мастере Несторе в русской прозе 1960-70 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Григорьева, Н.Л. Шилова // Краеведческие чтения: материалы X научной конференции (11-12 февраля 2016 г.). - Петрозаводск, 2016. - С.207-211.