Страна за Онегой — различия между версиями

Материал из Кижи в русской литературе
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Очерк Константина Георгиевича Паустовского. Был опубликован в 1958 г. Работа над очерком,…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
Очерк Константина Георгиевича Паустовского.
+
Очерк [[Паустовский Константин|Константина Георгиевича Паустовского]]. Был опубликован в 1958 г.
Был опубликован в 1958 г.
+
 
 
Работа над очерком, написанным по впечатлениям от первой поездки в Карелию, предположительно была начата по свежим следам, но закончена гораздо позже.
 
Работа над очерком, написанным по впечатлениям от первой поездки в Карелию, предположительно была начата по свежим следам, но закончена гораздо позже.
 +
 
В очерке упоминается и Кижский погост:
 
В очерке упоминается и Кижский погост:
  
 +
<blockquote>
 
"Огромный старик сидел около земляной кучи и курил носогрейку. Из кучи шел желтый дым. Там тлело смолье, и из него стекал в яму деготь.
 
"Огромный старик сидел около земляной кучи и курил носогрейку. Из кучи шел желтый дым. Там тлело смолье, и из него стекал в яму деготь.
    Старик долго приглядывался ко мне, потом разговорился. Была весна, в лесу куковали кукушки.
+
 
    - Ишь кричат! - сказал старик. - Монашки.
+
Старик долго приглядывался ко мне, потом разговорился. Была весна, в лесу куковали кукушки.
    - Почему монашки?
+
 
    - А потому, что одеяние у них, у кукушек, - сказал старик, - темное с коричневой пестринкой, как у богомолок. И кланяются они, когда поют, в пояс, на все стороны света. По монастырскому уставу.
+
- Ишь кричат! - сказал старик. - Монашки.
    Старик помолчал и добавил:
+
 
    - Монастыри были у нас знаменитые. Северные монастыри. Может, слыхали? На озерах. Трава под самые стены. Колокольный звон над водой. Церкви деревянные, таких церквей ни в одной стране нету. Сооружали те церкви мужички с аршином, да с отвесом, да с кружкой квасу. Так-то! А теперь люди разные ездят, на пластинки эти церкви снимают, восхищаются ими безмерно.
+
- Почему монашки?
    Из этого короткого разговора со смолокуром стало ясно, как органичны и глубоки в этом краю истоки народной поэзии, народного зодчества.
+
 
    Великолепные деревянные шатровые церкви (всемирно известная церковь в Кижах), резные кресты, ставни, наличники - все это сообщает даже самым пустынным погостам-деревушкам то особое очарование, которым отличаются все памятные исторические места - Новгород, Углич, Суздаль. Отблеск многовекового народного искусства, отблеск истории лежит на всем облике Карелии...".
+
- А потому, что одеяние у них, у кукушек, - сказал старик, - темное с коричневой пестринкой, как у богомолок. И кланяются они, когда поют, в пояс, на все стороны света. По монастырскому уставу.
 +
 
 +
Старик помолчал и добавил:
 +
 
 +
- Монастыри были у нас знаменитые. Северные монастыри. Может, слыхали? На озерах. Трава под самые стены. Колокольный звон над водой. Церкви деревянные, таких церквей ни в одной стране нету. Сооружали те церкви мужички с аршином, да с отвесом, да с кружкой квасу. Так-то! А теперь люди разные ездят, на пластинки эти церкви снимают, восхищаются ими безмерно.
 +
 
 +
Из этого короткого разговора со смолокуром стало ясно, как органичны и глубоки в этом краю истоки народной поэзии, народного зодчества.
 +
 
 +
Великолепные деревянные шатровые церкви (всемирно известная церковь в Кижах), резные кресты, ставни, наличники - все это сообщает даже самым пустынным погостам-деревушкам то особое очарование, которым отличаются все памятные исторические места - Новгород, Углич, Суздаль. Отблеск многовекового народного искусства, отблеск истории лежит на всем облике Карелии...".
 +
</blockquote>
  
 
Текст очерка полностью: http://gov.karelia.ru/Karelia/1092/22.html
 
Текст очерка полностью: http://gov.karelia.ru/Karelia/1092/22.html
 +
  
 
Литература:
 
Литература:
Макарова Ф.Р. К. Паустовский и Север. М., 1994. С. 34-37.
+
*Макарова Ф.Р. К. Паустовский и Север. М., 1994. С. 34-37.
 +
 
 +
[[Category:Тексты]] [[Category:XX век]] [[Category:1950-е]]

Текущая версия на 11:39, 6 февраля 2018

Очерк Константина Георгиевича Паустовского. Был опубликован в 1958 г.

Работа над очерком, написанным по впечатлениям от первой поездки в Карелию, предположительно была начата по свежим следам, но закончена гораздо позже.

В очерке упоминается и Кижский погост:

"Огромный старик сидел около земляной кучи и курил носогрейку. Из кучи шел желтый дым. Там тлело смолье, и из него стекал в яму деготь.

Старик долго приглядывался ко мне, потом разговорился. Была весна, в лесу куковали кукушки.

- Ишь кричат! - сказал старик. - Монашки.

- Почему монашки?

- А потому, что одеяние у них, у кукушек, - сказал старик, - темное с коричневой пестринкой, как у богомолок. И кланяются они, когда поют, в пояс, на все стороны света. По монастырскому уставу.

Старик помолчал и добавил:

- Монастыри были у нас знаменитые. Северные монастыри. Может, слыхали? На озерах. Трава под самые стены. Колокольный звон над водой. Церкви деревянные, таких церквей ни в одной стране нету. Сооружали те церкви мужички с аршином, да с отвесом, да с кружкой квасу. Так-то! А теперь люди разные ездят, на пластинки эти церкви снимают, восхищаются ими безмерно.

Из этого короткого разговора со смолокуром стало ясно, как органичны и глубоки в этом краю истоки народной поэзии, народного зодчества.

Великолепные деревянные шатровые церкви (всемирно известная церковь в Кижах), резные кресты, ставни, наличники - все это сообщает даже самым пустынным погостам-деревушкам то особое очарование, которым отличаются все памятные исторические места - Новгород, Углич, Суздаль. Отблеск многовекового народного искусства, отблеск истории лежит на всем облике Карелии...".

Текст очерка полностью: http://gov.karelia.ru/Karelia/1092/22.html


Литература:

  • Макарова Ф.Р. К. Паустовский и Север. М., 1994. С. 34-37.