Казаков Юрий — различия между версиями

Материал из Кижи в русской литературе
Перейти к: навигация, поиск
Строка 2: Строка 2:
 
Юрий Павлович Казаков (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, там же) — русский советский писатель. Один из крупнейших представителей советской новеллистики [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87].
 
Юрий Павлович Казаков (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, там же) — русский советский писатель. Один из крупнейших представителей советской новеллистики [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87].
  
Автор рассказа "[[Адам и Ева]]" (1962 г.).
+
Помимо нескольких длительных поездок к Белому морю, часто захватывавших и север Карелии  с уверенностью можно назвать как минимум две особые карельские поездки писателя. О первой из них, совершенной в сентябре 1959 года, говорится в сохранившихся в архивах и опубликованных Виктором Конецким и Игорем Кузьмичёвым письмах Казакова к Константину Паустовскому и Виктору Конецкому.  Тогда Казаков побывал в Петрозаводске и на острове Кижи. По впечатлениям от поездки был написан рассказ «Адам и Ева», увидевший свет только в 1962 году
 +
"[[Адам и Ева]]" (1962 г.).
 +
 
 +
Топоним Кижи в рассказе не используется, из-за чего рассказ долго не входил в тематические библиографические указатели. Переименованы писателем все реалии местности за исключением Москвы и Ленинграда. Однако пробразы художественного пространства рассказа легко узнаваемы. По сюжету молодой художник нонконформист Агеев едет в маленький город, расположенный на берегу озера недалеко от Финляндии, где ожидает приезда своей подруги, чтобы вместе провести её отпуск. От официантки в привокзальном буфете Агеев узнает про остров Сег-Погост со старинной деревянной церковью, который часто ездят писать художники из Москвы и Ленинграда. Когда приезжает подруга Вика, они отправляются на остров вместе, однако не могут найти общего языка. И спустя несколько дней Вика уезжает, оставляя Агеева одного на острове.
 +
 
 +
Н.Л. Шилова: "В рассказе, если подводить итог, взаимодействуют три смысловых пласта, три истории, относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой. Это любовная коллизия, история бунтаря-художника и история мистерийного путешествия на край света и к пределу времени. Связующим звеном между ними оказывается образ острова с его установившейся в культуре семантикой особого, исключительного места. Остров в «Адаме и Еве» это место, где сознание героя обретает ту свободу и легитимность, к которой он тщетно стремится в столицах, на материке. И в этом контексте объясним финал рассказа, где после завершения любовной драмы, после катарсиса, Агеев остается на острове, наедине с водой, тьмой и тишиной. «Адам и Ева» в этом смысле не просто рассказ о современномй истории мужчины и женщины, но и попытка писателя вернуться к началу начал, подойти к решению главных вопросов, как бы отмотав время и человеческую историю назад, к нулевой точке, символом которой в рассказе становится маленький остров на краю земли".
  
 
Литература:
 
Литература:

Версия 13:58, 8 сентября 2017

Юрий Казаков

Юрий Павлович Казаков (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, там же) — русский советский писатель. Один из крупнейших представителей советской новеллистики [1].

Помимо нескольких длительных поездок к Белому морю, часто захватывавших и север Карелии с уверенностью можно назвать как минимум две особые карельские поездки писателя. О первой из них, совершенной в сентябре 1959 года, говорится в сохранившихся в архивах и опубликованных Виктором Конецким и Игорем Кузьмичёвым письмах Казакова к Константину Паустовскому и Виктору Конецкому. Тогда Казаков побывал в Петрозаводске и на острове Кижи. По впечатлениям от поездки был написан рассказ «Адам и Ева», увидевший свет только в 1962 году "Адам и Ева" (1962 г.).

Топоним Кижи в рассказе не используется, из-за чего рассказ долго не входил в тематические библиографические указатели. Переименованы писателем все реалии местности за исключением Москвы и Ленинграда. Однако пробразы художественного пространства рассказа легко узнаваемы. По сюжету молодой художник нонконформист Агеев едет в маленький город, расположенный на берегу озера недалеко от Финляндии, где ожидает приезда своей подруги, чтобы вместе провести её отпуск. От официантки в привокзальном буфете Агеев узнает про остров Сег-Погост со старинной деревянной церковью, который часто ездят писать художники из Москвы и Ленинграда. Когда приезжает подруга Вика, они отправляются на остров вместе, однако не могут найти общего языка. И спустя несколько дней Вика уезжает, оставляя Агеева одного на острове.

Н.Л. Шилова: "В рассказе, если подводить итог, взаимодействуют три смысловых пласта, три истории, относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой. Это любовная коллизия, история бунтаря-художника и история мистерийного путешествия на край света и к пределу времени. Связующим звеном между ними оказывается образ острова с его установившейся в культуре семантикой особого, исключительного места. Остров в «Адаме и Еве» это место, где сознание героя обретает ту свободу и легитимность, к которой он тщетно стремится в столицах, на материке. И в этом контексте объясним финал рассказа, где после завершения любовной драмы, после катарсиса, Агеев остается на острове, наедине с водой, тьмой и тишиной. «Адам и Ева» в этом смысле не просто рассказ о современномй истории мужчины и женщины, но и попытка писателя вернуться к началу начал, подойти к решению главных вопросов, как бы отмотав время и человеческую историю назад, к нулевой точке, символом которой в рассказе становится маленький остров на краю земли".

Литература:

  • Шилова Н.Л. Адам и Ева на острове Кижи: Об одном сюжете Ю.Казакова [2]