Мастер Нестор — различия между версиями

Материал из Кижи в русской литературе
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил [[Погост|храм Преображения Господня]] без единого гвоздя. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
 
  
Согласно кижской легенде, [[Погост|Преображенскую церковь]] создал мастер Нестор с помощью одного только топора. По окончании работы Нестор забросил топор в озеро со словами «Не было, нет и не будет такой никогда!»
+
Мастер Нестор (в некоторых источниках Нестер) - легендарный мастер-плотник, построивший, по преданию, [[Погост|Преображенскую Церковь]].
  
Вопрос появления этой легенды до сих пор остаётся открытым. Называется несколько предполагаемых временных промежутков и авторов - в том числе и [[Пулькин Виктор|В.Пулькин]], и групповое творчество экскурсоводов.
+
== Легенда о кижском Мастере Несторе ==
 +
Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил [[Погост|храм Преображения Господня]] без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
  
<blockquote>
+
Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера:
... Мы призадумались, но вспомнили, что творцом фольклора является народ, придумали новый вариант легенды о мастере Несторе и утром следующего дня стали внедрять легенду в практику. Теперь знаменитая легенда звучала так: «Мастер Нестор строил Преображенскую церковь не только со своей артелью. Вместе с ним работал его старший сын Иван. Работа над церковью была почти завершена, и только Нестор с Иваном работали последнюю двадцать вторую главу. Оставалось прикрепить совсем немного лемешин, когда Иван поскользнулся и упал с тридцатисемиметровой высоты Преображенской церкви.
+
  Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер
 +
     
 +
  В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви.
 +
  Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник).
 +
  Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви.  
 +
  Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство...
 +
  И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...>
 +
  Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал.
 +
     
 +
  Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10.''
  
Нестор доработал главу, только тогда он спустился вниз, увидел безжизненное тело сына... Вот тогда-то он и бросил свой топор в Онежское озеро, вот тогда-то он и сазал: «Не было, нет и не будет такой никогда!» И больше Нестор церквей не строил. Весь рассказ сопровождался выразительной интонацией и не менее выразительной жестикуляцией, указывающей где стоял Нестор, где лежал Иван и откуда был брошен топор. Легенда имела успех у слушателей и проверяющих. Говорят, что она рассказывалась еще несколько лет после нас ([http://kizhi.karelia.ru/library/ot-pervogo-lica/1739.html| Татьяна Агаркова. Водили мы экскурсии по острову Кижи…]).
+
В комментариях к легенде она предполагает, что исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение». В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.
</blockquote>
+
 
 +
 
 +
== Мастер Нестор в литературе ==
 +
 
 +
Образ мастера Нестора появился в литературе сравнительно недавно – авторы обратились к этому сюжету только в 60-е годы. Этот образ получил отражение как в прозе, так и в поэзии. Описывая храм Преображения Господня и впечатления связанные с ним, авторы вспоминали о легендарной истории его появления, говоря о Несторе, как о великом художнике. При этом восхваляли не только самого мастера, но и его топор, как орудие великого ваятеля, наделяя его тем самым необыкновенной силой.
 +
 
 +
В художественных произведениях о Кижах этот сюжет появляется неоднократно. Его можно отнести к числу постоянно повторяющихся, характерных. Многие поэты посвятили Нестору стихотворения. Среди прочего это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д. В некоторых произведениях воспроизводятся не весь сюжет, а отдельные мотивы и фрагменты легенды.
 +
 
 +
 
 +
== Литература ==
 +
1. Криничная, Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991. С. 232.
 +
 
 +
2. Григорьева А.В. Легенда о кижском мастере Несторе в русской прозе 1960-70 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Григорьева, Н.Л. Шилова // Краеведческие чтения: материалы X научной конференции (11-12 февраля 2016 г.). - Петрозаводск, 2016. - С.207-211.

Текущая версия на 22:45, 9 октября 2017

Мастер Нестор (в некоторых источниках Нестер) - легендарный мастер-плотник, построивший, по преданию, Преображенскую Церковь.

Легенда о кижском Мастере Несторе

Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил храм Преображения Господня без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».

Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера:

 Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер 
     
 В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви. 
 Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). 
 Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви. 
 Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство... 
 И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...> 
 Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал. 
     
 Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10. 

В комментариях к легенде она предполагает, что исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение». В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.


Мастер Нестор в литературе

Образ мастера Нестора появился в литературе сравнительно недавно – авторы обратились к этому сюжету только в 60-е годы. Этот образ получил отражение как в прозе, так и в поэзии. Описывая храм Преображения Господня и впечатления связанные с ним, авторы вспоминали о легендарной истории его появления, говоря о Несторе, как о великом художнике. При этом восхваляли не только самого мастера, но и его топор, как орудие великого ваятеля, наделяя его тем самым необыкновенной силой.

В художественных произведениях о Кижах этот сюжет появляется неоднократно. Его можно отнести к числу постоянно повторяющихся, характерных. Многие поэты посвятили Нестору стихотворения. Среди прочего это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д. В некоторых произведениях воспроизводятся не весь сюжет, а отдельные мотивы и фрагменты легенды.


Литература

1. Криничная, Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991. С. 232.

2. Григорьева А.В. Легенда о кижском мастере Несторе в русской прозе 1960-70 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Григорьева, Н.Л. Шилова // Краеведческие чтения: материалы X научной конференции (11-12 февраля 2016 г.). - Петрозаводск, 2016. - С.207-211.