Мастер Нестор — различия между версиями

Материал из Кижи в русской литературе
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил [[Погост|храм Преображения Господня]] без единого гвоздя. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
+
Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил [[Погост|храм Преображения Господня]] без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
  
Согласно кижской легенде, [[Погост|Преображенскую церковь]] создал мастер Нестор с помощью одного только топора. По окончании работы Нестор забросил топор в озеро со словами «Не было, нет и не будет такой никогда!»
+
Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера. В комментариях к легенде она предполагает, что
  
Вопрос появления этой легенды до сих пор остаётся открытым. Называется несколько предполагаемых временных промежутков и авторов - в том числе и [[Пулькин Виктор|В.Пулькин]], и групповое творчество экскурсоводов.
+
исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение»1. В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.
 
 
<blockquote>
 
... Мы призадумались, но вспомнили, что творцом фольклора является народ, придумали новый вариант легенды о мастере Несторе и утром следующего дня стали внедрять легенду в практику. Теперь знаменитая легенда звучала так: «Мастер Нестор строил Преображенскую церковь не только со своей артелью. Вместе с ним работал его старший сын Иван. Работа над церковью была почти завершена, и только Нестор с Иваном работали последнюю двадцать вторую главу. Оставалось прикрепить совсем немного лемешин, когда Иван поскользнулся и упал с тридцатисемиметровой высоты Преображенской церкви.
 
 
 
Нестор доработал главу, только тогда он спустился вниз, увидел безжизненное тело сына... Вот тогда-то он и бросил свой топор в Онежское озеро, вот тогда-то он и сазал: «Не было, нет и не будет такой никогда!» И больше Нестор церквей не строил. Весь рассказ сопровождался выразительной интонацией и не менее выразительной жестикуляцией, указывающей где стоял Нестор, где лежал Иван и откуда был брошен топор. Легенда имела успех у слушателей и проверяющих. Говорят, что она рассказывалась еще несколько лет после нас ([http://kizhi.karelia.ru/library/ot-pervogo-lica/1739.html| Татьяна Агаркова. Водили мы экскурсии по острову Кижи…]).
 
</blockquote>
 

Версия 21:25, 9 октября 2017

Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил храм Преображения Господня без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».

Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера. В комментариях к легенде она предполагает, что

исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т. е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение»1. В то же время комментарий к легенде в книге Н.А. Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.