Клюев Николай
В поэмах "Мать-суббота" и "Песнь о Великой Матери" Н.Клюев упоминает Кижи, ставя в один ряд со знаменитыми северно-русскими монастырями.
В.В.Лепахин: "Впоследствии поэт специально изучал иконопись и фрески. Он много ездил по России, посетил Кижи, бывал в Троице-Сергиевой Лавре, Кирилло-Белозерском, Соловецком, Ферапонтовом и других монастырях, остался в восхищении от росписей Дионисия". [2]
Е.И.Маркова: «Говоря о многоглавии, Клюев имеет в виду как группу церквей (“Лопский погост – многоглавый петух...”), так и “храм о двадцати главах”. Воспел поэт и два высших творения древних мастеров: Преображенский храм (двадцать две главы) в Кижах и Покровский (двадцать четыре главы) в Вытегре».
Н.Л.Шилова: "Ранние литературно-художественные тексты, вдохновленные Кижами, появляются в 1920-30 гг. Храмовый ансамбль в них приобретает характер маркера самой местности. Это хорошо видно уже на примере первых обращений к кижской теме в поэмах Н.А.Клюева. Здесь между образом храма и образом самого острова возникает и постулируется поэтом самая тесная связь. Примечателен с этой точки зрения зачин поэмы «Песнь о Великой Матери» (1930-е гг.) :
«Эти притчи - в день Купалы
Звон на Кижах многоглавых,
Где в горящих покрывалах
В заревых и рыбьих славах
Плещут ангелы крылами».
В лирической репрезентации Клюева Кижи получают эпитет «многоглавые». Фактически это определение приложимо к описанию храмового ансамбля и характеризует особенности его архитектурного решения. Но в приведенных строках эпитет оказывается метонимически применен к островному топониму. С одной стороны, это поэтическая формула находит свое обоснование в особенностях кижского ландшафта, где силуэт храмового ансамбля, поднимающегося над островом, - своего рода визуальный центр, место фокусировки воспринимающего взгляда, а сам храм — неотъемлемая часть ландшафта. И эта особенность визуального восприятия острова точно отмечена поэтом. С другой стороны, клюевская метонимия отождествляет весь остров с храмом и в этом смысле распространяет качество сакральности на весь остров, а не только на храмовый ансамбль. Это сопоставление подтверждается общим контекстом творчества поэта, в частности, строками из поэмы «Мать-суббота», где остров Кижи поставлен в один ряд со знаменитыми святынями Русского Севера — Палеостровом, Соловками, Выговской пустынью:
«Палеостров, Выгу, Кижи, Соловки
Выплескали в книгу радуг черпаки». [3]
Литература:
- Лепахин В.В. Поэт-изограф: Иконное, иконописное и иконичное в поэзии Н. Клюева / В. В. Лепахин // Лепахин В. В. Икона в русской поэзии. – Сегед, 1999. – С. 72–99.
- Маркова, Е.И. «Олонецкая купина» Николая Клюева // XXI век на пути к Клюеву: материалы междунар. конф. «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики», посвящ. 120-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Клюева, 21–25 сентября 2004 г. / [сост. и науч. ред. Е. И. Маркова]. – Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. – C. 10–18.
- Маркова, Е.И. Олонецкие храмы в поэзии Н. Клюева// Православие в Карелии: материалы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов, Петрозаводск, 14–15 нояб. 2002 г. / Правительство РК, Петрозав. и Карел. епархия РПЦ, Ин-т языка, лит. и истории КарНЦ РАН, Петрозав. гос. ун-т; редкол.: В. М. Пивоев и др. – Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2003. – С. 286–291.
- Маркова, Е.И. «Цветет в сутемёнки, пылает в зарань» (Образ храма Пресвятые Богородицы в «Песни о Великой Матери». – Melbourne (Австралия): Academia press, 2004. – Р. 85–92.
- Шилова, Н.Л. Образы кижских храмов в русской литературе ХХ века (к 300-летию Преображенской церкви) // Проблемы исторической поэтики [редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – Т. 12: Евангельский текст в русской литературе XII–XXI веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Вып. 9. – С. 572–587.
- Шилова, Н.Л., Урванцева, Н. Г. Кижи в русской литературе XX-XXI веков: к библиографии вопроса // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2016. – № 3 (156). – С. 85-90.