Судьба Шарля Лонсевиля

Материал из Кижи в русской литературе
Перейти к: навигация, поиск
К.Паустовский. Судьба Шарля Лонсевиля. Москва, 1937.

Повесть Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) – история пленного французского офицера, волею судьбы оказавшегося в Петрозаводске в начале 19 столетия. В рассказ инкорпорирована история из прошлого, с которой Лонсевиль знакомится в Петрозаводске. В 6 главе на Александровском заводе он видит клеймёного за участие в кижском восстании работника:

«Ламсдорф взял Костыля за волосы, откинул его голову и медленно обвел пальцами шрамы на его щеках и лбу – клейма В, О и З.

– Сии знаки выжжены по приговору императорского Сената.

Он поворачивал голову Костыля решительно и умело, точно показывал собравшимся ручного зверя. Костыль и вправду стал похож на ярмарочного медведя. Он топтался, глядя в снег, и багровая кровь неторопливо растекалась от его шеи к ушам.

– В Кижах был?

– Так точно, был, – тихо ответил Костыль.

– Климку Соболева помнишь?

– Запамятовал, ваша светлость.

– То-то запамятовал!» [Паустовский, 1940, с. 39-40].


Позднее в тексте появляется эпизод расстрела из пушек Преображенской церкви, в которой заперлись восставшие крестьяне:

«Мятежники смеялись и показывали артиллеристам кукиши. В церкви шла беспрерывная служба – Соболев был уверен, что офицеры не решатся стрелять по храму во время богослужения. Он ждал предательства, но не допускал мысли о кощунстве, – такова была дикая логика екатерининских времен.

Урусов снял шляпу с плюмажем и махнул артиллеристам.

Ударил первый залп. Мятежники смешались. Раздались крики, брань, потом одиночные выстрелы.

— Картечь, картечь! – кричал в исступлении Урусов, и залпы били в упор, в толпу крестьян.

Три часа мятежники сопротивлялись, прячась в церкви и среди могильных плит. Убитых сносили в алтарь. После каждого залпа от церкви отлетали шепки. Свинец дымился и распространял кислый дым. Кровь, густая, как слюна, капала в пыльную крапиву»1. В эпизоде, связанном с Преображенской церковью, писатель пересказывает известный исторический факт. Поводом к появлению Преображенки становится легенда о её расстреле царскими войсками в противостоянии с кижскими мятежниками. С сочувствием показано стремление кижских крестьян к справедливости и с горечью – поражение восставших: «Всем им, по приговору сената, вырвали ноздри, выжгли на лице знаки: на лбу букву В, на правой щеке – О, и на левой щеке – З, что означало слово «возмутитель», и погнали на каторгу в Пелым» [Паустовский, 1940, с. 67].

Речь идёт о крупном кижском восстании 1769–1771 годов, когда приписанные к заводам кижские крестьяне отказались работать в знак протеста против сенатского указа об увеличении податей и налогов. Климент Соболев был одним из его руководителей. История восстания рассказывается в VII главе повести. По замыслу автора, Лонсевиль, узнав об этой истории, начинает собирать исторические материалы и изучать биографии мятежников, но драматические события его собственной судьбы не дают ему закончить начатое.

О том, как создавалась эта повесть, Паустовский позже вспоминал в очерке «Белая ночь»: «Я ехал в Петрозаводск. В то время Алексей Максимович Горький задумал издавать серию книг под рубрикой “История фабрик и заводов”. К этому делу он привлек многих писателей, причем было решено работать бригадами, – тогда это слово впервые появилось в литературе.

Горький предложил мне на выбор несколько заводов. Я остановился на старинном Петровском заводе в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым и существовал сначала как завод пушечный и якорный, потом занимался бронзовым литьем, а после революции перешел на изготовление дорожных машин. От бригадной работы я отказался <…> Мне очень нравился север. Это обстоятельство, как мне тогда казалось, должно было сильно облегчить работу. Очевидно, я надеялся протащить в эту книгу о Петровском заводе пленившие меня черты севера – белые ночи, тихие воды, леса, черемуху, певучий новгородский говор, черные челны с изогнутыми носами, похожими на лебединые шеи, коромысла, расписанные разноцветными травами».

История создания повести рассказана автором в очерке "Белая ночь".

Литература:

  • Макарова Ф.Р. К. Паустовский и Север. М., 1994. С. 39-54.
  • Шилова, Н.Л. Образы кижских храмов в русской литературе ХХ века (к 300-летию Преображенской церкви) // Проблемы исторической поэтики [редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – Т. 12: Евангельский текст в русской литературе XII–XXI веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Вып. 9. – С. 572–587.